Наши опыты и открытия

 

Опыты — это не просто развлечения. Это способ изучения объектов и процессов природы, путь к умению делать выводы и анализировать. Опыты невозможно провести без хорошей подготовки.

На неделе начальных классов мы занимались изучением свойств воды и воздуха. Провели много опытов.

  1. Сравнили свойства солёной и пресной воды. В пресной воде яйцо тонет, а в солёной нет.
  2. Узнали, что если банка с водой перевернуть вверх дном вода выливается, а если накрыть банку марлей или бинтом, вода не вытекает. Даже если бинт проткнуть зубочистками. Зубочистки всплывают к дну банки, которое вверху.
  3. Если в блюдце налить воды, в середину поставить свечку и накрыть банкой. Свеча через несколько секунд погаснет, и вода втянется в банку.
  4. Если лист А4 сложить в несколько раз, вложить в стакан, а стакан погрузить в воду, то лист всё равно останется сухим.
  5. Если на сухом блюдце сложить зубочистки или спички как звёздочку и капнуть в середину воду, через некоторое время звёздочка раскроется.
  6. А также много других опытов.

Опыты в первом классе.

Опыты — путь к развитию исследовательских умений.

Опыт с гранитом.

Некоторые опыты, описанные в учебниках окружающего мира не получаются в условиях класса. Например, опыт с гранитом. По условию, его надо нагревать и охлаждать несколько раз, и он должен треснуть. А зачем вообще добиваться того, чтобы он трескался? Гранит — очень прочный камень, и с древнего времени используется в строительстве, поэтому строителям требовалось его  раскалывать на нужные куски и обрабатывать. Вот что мы выяснили в энциклопедии:

  • Долговечность
  • У элитных сортов гранита первые признаки разрушения начинают проявляться не ранее, чем через 350 лет эксплуатации, поэтому его нередко называют вечным камнем.
  • Прочность
  • Гранит отличается высокой устойчивостью к трению, сжатию и истиранию.
  • Твёрдость гранита по шкале Мооса составляет 6-6,5 баллов (сравните с твердостью 2,5-5 баллов у мрамора).
  • Устойчив к воздействию атмосферных явлений и кислот.
  • Гранит не меняет своих свойств в течение сотен циклов замерзания и оттаивания, поэтому является идеальным натуральным камнем для наружного применения.
  • В состав гранита входит кварц (на его долю приходится 20-35% общего объема породы) — очень твердый породообразующий минерал, благодаря которому гранит и обладает такой твердостью.
  • Гранит практически не впитывает влагу.
  • Однако, огнестойкость гранита недостаточна, так как он трескается при температурах свыше 650°С- 700 вследствие неравномерного расширения минералов входящих в его состав.

Из гранита построены красивейшие соборы и набережные Санкт-Петербурга.

А некоторые предметы, сделанные из гранита до сих пор остаются загадкой.

Баболовская чаша — подлинный шедевр камнерезного искусства. Но кто и когда ее сделал — большая тайна.

После многократных  неудачных попыток  проведения опыта в нескольких классах, мы решили найти ответ на вопрос. При каких условиях кусочек гранита может треснуть, расколоться?

Египтяне использовали огонь для  облегчения обработки камней. Сначала обкладывали камни стенкой из  глиняных кирпичей, заполняли пространство тростником и поджигали. Потом заливали водой, и камни трескались. На фотографиях современные эксперименты. но такие эксперименты в классе мы провести не можем.

Оказалось, что температура горения спиртовки недостаточна для нагревания гранита.

Мы выяснили, что добиться растрескивания гранита можно в современных лабораториях. Например, такие опыты проводились в лабораториях ВГСПУ.

Неудачный опыт послужил толчком к изучению свойств гранита. Мы узнали очень много интересного.

Опыт  по проращиванию зерна.

В магазине для животных мы приобрели мешок опилок. В капроновый носок насыпали зёрна ячменя и опилки, замочили на ночь.  На следующее утро  достали и разложили на окне. На 3-4 день стали появляться белые ростки, через пару дней зелёные листочки, а через неделю выросла такая красота.

Опыты с водой и льдом. 1 класс.

Ещё один опыт из учебника окружающего мира. Нам надо было сравнить свойства снега и льда. Чтобы их сравнить, надо их иметь. Снег на улице был, а вот льда найти не смогли. Поэтому попытались получить его сами. Вот к каким выводам мы пришли.

На улице было очень холодно, где-то -16, -19. Несмотря на это со второго урока до начала пятого вода не замёрзла полностью. Эксперимент проводил несколько раз, изменяя условия.

  1. Мы прочитали о том, что горячая вода замерзает быстрее, чем холодная. Налили в два стаканчика: в один  воды из крана, в другой  из чайника. Из второго стакана  сильно поднимался пар, он был как в тумане. В три часа дня, после продлёнки мы  устали ждать и ушли домой, дольше процесс замерзания не контролировали. На утро наша вода замёрзла или вечером, мы не знаем. Стаканчики упали на бок, дно у них сильно выгнулось дугой. Это можно увидеть на 4 фотографии.
  2. Второй эксперимент: в три стакана налили разное количество воды и поставили за окно на первом уроке. К пятому уроку вода замёрзла только там, где её было совсем мало, где было побольше, на поверхности образовалась тоненькая корочка, которая легко ломалась пальцем. В третьем стакане, где воды было много, она не застыла совсем!
  3. Мы наблюдали  образование льда в природных условиях! ( В холодильнике всё происходит по другому!) Лёд образуется медленно! Поэтому мелкие лужи замерзают быстрее, чем речки и озёра, Большие реки замерзают долго или совсем не замерзают. Например, Волга  в некоторые зимы не замерзает совсем. На воде сначала образуется очень тонкая корочка. Зачем нам это знать? Всем любителям кататься на льду. Если лёд начал образовываться, то он тонкий и ненадёжный. Выходить на лёд опасно!
  4. Кстати, после проведения опытов по учебнику, оставшийся лёд у нас плавал в стакане с водой и лежал на тарелке. При температуре класса лёд тает тоже очень медленно и постепенно. После уроков кусочки пролежали три часа, так до конца и не растаяли.